(+ 7 495) 989-11-96

м. Бауманская, ул. Нижняя Красносельская
д. 40, деловой центр "Новь", корп. 4, подъезд 3, офис 207

Социально-сетевые ОАО.

Социальные сети стремительно выходят в лидеры по объёму аудитории. Американский медиаизмеритель Nielsen/NetRatings в июле насчитал 61,3 миллиона уникальных посетителей у MySpace.com, 19,5 миллиона – у Facebook.com, 12,7 миллиона – у Classmates. com и 4 миллиона у LinkedIn. При этом в течение года MySpace.com прирастила 33% аудитории, а Facebook.com – 129%. Приведенные цифры сами по себе, безусловно, впечатляют, однако до совсем недавнего времени не давали ответа на вопрос – как с помощью аудитории социальных сетей заработать денег, или, как принято говорить в медийной бизнес-среде, как эту аудиторию монетизировать.

Минувшим летом ответ появился. Аудиторию социальных сетей готовы покупать серьёзные рекламодатели, тратящие на дисплейную (иначе говоря, баннерную) рекламу в американском Интернете миллионные бюджеты. Интерес рекламодателей оказался настолько высоким, что ветеранам американского Интернет-рынка (Yahoo!, New York Times, Washington Post, AOL) пришлось пересматривать доходные части своих бюджетов в сторону уменьшения. Снятые с этих площадок бюджеты рекламодатели направили в социальные сети, объяснив своё решение приблизительно так: пользователи социальных сетей тоже покупают автомобили (недвижимость, финансовые услуги и т.п.), а стоят в разы дешевле. Исследовательская компания eMarketer оценила объем рынка рекламы в социальных сетях в этом году в 445 миллионов долларов и полагает, что в 2011 году он достигнет 3,6 миллиарда долларов, из которых 2,5 миллиарда придётся на США. Для сравнения, американская инвестиционная группа Veronis Suhler Stevenson оценивает объём всего рынка онлайн-рекламы США в 2011 году в 62 миллиарда долларов.

Растущий интерес рекламодателей к социальным сетям провоцирует в интернет-среде новый бум, связанный с их выводом на биржу. Интернет-корпорация United Online сделала заявку на первичное размещение акций (IPO) своего подразделения Classmates Media Corp., управляющего сетью Classmates. com (поиск бывших одноклассников и однокашников) . Первые шаги к публичности Classmates.com уже сделаны: управляющая компания подала заявку в Комиссию по ценным бумагам и биржам США (SEC). Количество ожидаемых к выпуску акций и их цена пока не объявлены. Представители United Online лишь сообщают, что планируют привлечь инвестиции в объёме 125 миллионов долларов.

В среде биржевых аналитиков нет единого мнения о том, насколько показательным станет выход Classmates.com на биржу. Одни полагают, что размещение даст ответ на вопрос о целесообразности IPO и других социальных сетей. Другие, - что пример Classmates.com нельзя считать репрезентативным. По их мнению, сеть изрядно преуспела в формировании своего сообщества, однако едва ли может претендовать на хорошие бизнес-показатели – ведь у её аудитории нет потребности посещать сайт ежедневно.

Участники фондового рынка считают более удачным претендентом на IPO Facebook.com . Этот ресурс демонстрирует более чем уверенный рост аудитории, которая, к тому же, регулярно использует предложенные ей клиентские сервисы: фотохостинг, календарь и большое количество бесплатных веб-приложений, созданных самими пользователями. В аудитории отмечается существенная доля посетителей из бизнес-среды и значительное в сравнении с другими социальными сетями количество людей в возрасте старше 35 лет. Все перечисленные факторы должны способствовать росту рекламных доходов Facebook.com, уверены специалисты. По мнению игроков фондового рынка, IPO Facebook.com вполне возможно в течение 1-2 лет. В подтверждение этой версии они указывают на приход в Facebook.com бывшего исполнительного директора Yahoo! и YouTube Гидеона Ю. Его профессиональные навыки могут быть востребованы в публичной компании.

При этом стоимость Facebook.com, вероятно, составит несколько миллиардов долларов. Такой ценовой прогноз имеет простое объяснение – в прошлом году создатель Facebook.com, 23-летний Марк Цукерберг, отверг предложение Yahoo!, которая была готова купить проект за 1 миллиард долларов. Цукерберг и его партнеры оценили своей проект в 10 миллиардов и по-прежнему не намерены делиться долей своей компании: «Мы не ищем покупателей для компании, и не рассматриваем возможность скорого выхода на биржу. Мы полагаем, что от подобных вещей нам стоит воздерживаться как можно дольше», - заявил создатель Facebook.com в конце июля в интервью Wall Street Journal.

Удачным может сложиться IPO и для социальной сети LinkedIn, направленной на расширение и укрепление связей в бизнес-среде. Ресурс собирает аудиторию преимущественно из менеджеров и специалистов и уже приносит прибыль. Размер этой прибыли в 2008 году оценивается в 100 миллионов долларов. Эту сумму владельцы LinkedIn планируют собрать, продавая рекламу, сервисы подписки и услуги рекрутинговым агентствам. В отличие от Цукерберга, менеджеры и инвесторы LinkedIN к перспективе IPO относятся крайне положительно. Для подготовки к выходу на биржу в компанию на пост финансового директора недавно привлекли Стивена Сорделло, который ранее работал в AskJeeves (сейчас Ask.com).

С учетом стремительного роста социальных сетей и значительного интереса к ним со стороны венчурных фондов и частных инвесторов, едва ли стоит ожидать недостатка интереса к акциям компаний, подобных Facebook.com и LinkedIn. Впрочем, общий интерес к социальным сетям не будет сопровождаться IPO каждой из них. Социальная сеть турецкого программиста Оркута Бююккёктена, которую он создал в 2004 году в свободное от работы в Google время, так и не покорила американский рынок. И ситуацию с Orkut.com не смог исправить даже могущественный работодатель Бююккёктена.

© 2005 — 2017
Avant-Guarde Internet Media

info@avim.ru

м. Бауманская, ул. Нижняя Красносельская
д. 40, деловой центр "Новь", корп. 4, подъезд 3, офис 207

+7(495) 989-11-96