(+ 7 495) 989-11-96

м. Бауманская, ул. Нижняя Красносельская
д. 40, деловой центр "Новь", корп. 4, подъезд 3, офис 207

За кулисами сайтов: украинский рынок коммерческих CMS.

Система управления контентом (Content management system — CMS) — это программный инструмент, позволяющий наполнять, редактировать и поддерживать сайт. Благодаря использованию CMS публикация интернет-контента доступна любому пользователю с минимальными техническими навыками. Внедрение CMS в корпоративные, информационные и развлекательные сайты привело к появлению такой профессии, как контент-менеджер — это человек, отвечающий за обновление контента того или иного веб-ресурса.
Виды CMS
Предложения на рынке CMS можно разделить на «коробочные решения» и «внутренние системы». CMS в «коробке» — это самостоятельный продукт, который в идеале заказчик может самостоятельно установить на сервер, интегрировать с дизайном. Во втором случае веб-разработчик предлагает готовый сайт в комплектации с программным решением.
Оба варианта имеют свои преимущества и недостатки. Коробочная версия — это независимость от разработчика, возможность коррекции системы самостоятельно (если, конечно, позволяет квалификация) и самостоятельная установка продукта на сервер. Недостатки этого варианта связаны с необходимостью иметь минимальный уровень квалификации или специалиста для освоения системы. Кроме того, сложности могут вызвать схемы интеграции новых модулей, адаптация под уже существующие программные решения.
Внутренняя система позволяет создать более гибкую структуру сайта, «забыть» о проблемах обновлений, установки и интеграции с другими программными продуктами. В то же время, внутренняя система — это достаточно жесткая привязка к конкретному разработчику, без участия которого любые манипуляции с программной частью могут привести к проблемам.
Чем хороши бесплатные CMS.
Системы управления контентом набрали популярность благодаря разработкам с открытым кодом, которые можно было легко установить к себе на сервер и превратить скопление статичных и хаотически структурированных страничек собственного сайта в управляемый ресурс.
Бесплатные CMS при всех своих достоинствах имеют один существенный недостаток. Открытый код позволяет нечистым на руку гражданам постоянно находить уязвимости и бреши в защите системы. И, несмотря на то, что разработчики постоянно совершенствуют и латают свое детище, количество взломанных сайтов на бесплатных CMS исчисляется тысячами.
Веб-студии предлагают пользователям свои системы, многие из которых зачастую являются просто «доработанными» вариантами бесплатных. В то же время, на рынке большинство компаний, предлагают собственный продукт, в том числе и в коробочной версии.
Платные CMS более защищены — по крайней мере, есть к кому предъявить претензии в случае взлома; обеспечены всеми необходимыми модулями — если чего-то не хватает, создадут по вашему запросу; интегрируются с любым дизайном.
Ситуация на рынке.
В Украине рынок CMS достаточно закрыт и мало развит, находится скорее в фарватере российского. Собственные коробочные версии предлагают несколько более-менее известных компаний. Большинство разработчиков создают сайты на «внутренних системах» или являются дилерами крупных российских игроков, например Битрикс, ABO.CMS, UMI.CMS и других.
Несмотря на конкурентные коробочные продукты украинских компаний, большой процент пользователей и клиентов, по-прежнему, ориентированы на приобретение российских разработок, где рынок практически сформирован, выделились лидеры.
Здесь также дает о себе знать и большая рекламная активность наших соседей, что непосредственно связано с еще один значительным фактором — несопоставимыми объемами интернет-рынка Рунета и Уанета. С этим выводом соглашается большинство игроков. «Как такового рынка не существует. Нет культуры потребления, нет, соответственно, продуктов. Есть отдельные наработки-разработки отдельных компаний и персоналий. Но все они далеки от идеала. Большинство разработчиков используют продукты open source», — говорит генеральный директор креативного агентства Studio7 Дмитрий Федоренко (Studio7.com.ua).
Таким образом, в настоящее время украинские коробочные CMS занимают достаточно маргинальное место между российскими лидерами и бесплатными системами.
В свою очередь, оценить объем рынка внутренних систем также практически невозможно в силу непрозрачности рынка веб-разработок вообще. Очевидно, что все крупные веб-студии имеют собственный программный продукт, который реализуют вместе с готовыми веб-решениями для своих заказчиков. «Как только возникает третье лицо в отношениях, риски сильно увеличиваются. Поэтому нам выгоднее развивать свою CMS, чем создавать коробочную версию и ее отдельно продвигать. Тут есть своя специфика. Хотя с затратной точки зрения выгоднее приобретать и устанавливать коробочную версию», — признается управляющий партнер студии X-Style Сергей Пономаренко (X-Style.com.ua).
По ценовым категориям систематизировать CMS не просто. Многие разработчики предлагают несколько вариантов комплектации CMS, цены на которые варьируется от окончательной сборки. Так, например, стартовая версия самой раскрученной российской системы Битрикс с минимальным набором модулей стоит около $200, а версия «Бизнес» — почти $2000. В то же время, на рынке коробочных CMS цена на полную версию продукта с необходимым стандартом, редко превышает $1500 и не опускается ниже $150.
Украинские CMS
Insider — Insider.worldwebstudio.com
SiteControl — SiteControl.com.ua
NV SmartSite — NV.com.ua
e-CMS — 5.com.ua
Kaktus — CMS.kaktus.kiev.ua
Инфра — Reactor.com.ua
Catapulta — Pula.com.ua
CMS WebCountry — WebCountry.biz
MagneticOne — MagneticOne.com.ua

Популярные российские CMS
Битрикс — 1C-Bitrix.ru
ABO.CMS — ABOcms.ru
UMI.CMS — UMI-cms.ru
Twilight CMS — TWL.ru
S.Builder — SBuilder.ru
RBC Contents — RBCsoft.ru
NetCat — NetCat.ru
Amiro.CMS — Amiro.ru

Популярные бесплатные CMS
Drupal.org
e107.org
Joomla.org
Mambo-foundation.org
MODxcms.com
PHPNuke.org
Textpattern.com
TYPO3.com

Выбор и тенденции.
CMS интересна, прежде всего, тем заказчикам, которые планируют свой сайт, как часто обновляемый ресурс с интерактивными элементами (голосования, форумы и прочее). При выборе системы наиболее значимыми требованиями являются функциональность, безопасность, удобство интерфейса, поддержка и стоимость.
Функциональность системы определяется возможностями динамической работы с контентом — визуальный редактор, управление учетными записями пользователей, расширяемость за счет дополнительных модулей и подобное. Безусловно, что функциональность системы определяется поставленной задачей. Есть узкоцелевые варианты, например, интернет-магазины или фотогалереи, для которых нужен ограниченный набор функций. Чаще всего заказчика интересует не «маленький портал» со всеми мыслимыми возможностями, а реализации конкретных и наиболее важных функций: обновление контента через веб-интерфейса в панели администрирования, обратная связь. «Клиенту интересны простота использования, гибкость и масштабируемость. В последнее время к этим стандартным пунктам добавился еще один немаловажный — поддержка и открытость продукта. Пока никто из украинских разработчиков, по нашим сведениям, не может предложить что-то вразумительное», — отмечает Дмитрий Федоренко.
Тем не менее, в настоящее время на рынке CMS можно наблюдать некоторые тенденции. Прежде всего, это специализация компаний. Особенно это характерно для середнячков и небольших компаний — они предлагают заказчику CMS для конкретных задач. Например, есть фирмы, которые специализируются на интернет-магазинах (Skm.org.ua, WebСountry.biz, Web4pro.com.ua и другие). Не имея ресурсов для конкуренции с популярными системами, такие компании занимают отраслевые ниши, фокусируясь на своем продукте.
В то же время крупные компании постоянно увеличивают функциональность собственных CMS — как внутренних, так и коробочных, выпуская новые версии и дополнительные модули, поскольку появляются новые стандарты и запросы заказчиков.
Появляется все больше бесплатных CMS, которые также созданы с учетом популярных современных технологий, а более известные продукты старой плеяды становятся все более безопасными. Это вынуждает компании ориентироваться на солидных заказчиков, для которых важным фактором является платность системы, как гарантия постоянной поддержки. Цена, как показывает практика не самый важный фактор при выборе CMS. В Украине продаются системы и за $50 и за $1000. Однако предназначены они для клиентов разных весовых категорий.
Доминирование российских коробочных разработок, судя по всему, уже вряд ли удастся преодолеть. В то же время, внутренние системы отечественных веб-студий будут развиваться и дальше. Эти факторы являются определяющими для компаний, которые не видят перспектив в разработке коробочных украинских CMS.

Анализ и сравнение CMS
CMSMatrix.org
CatalogCMS.ru
CMSList.ru
OpenSourceCMS.com
CMSObzor.ru

© 2005 — 2017
Avant-Guarde Internet Media

info@avim.ru

м. Бауманская, ул. Нижняя Красносельская
д. 40, деловой центр "Новь", корп. 4, подъезд 3, офис 207

+7(495) 989-11-96